30 сентября прошло вводное занятие. «Хвалынский феномен» в клубе «Виртуальный турист» для 5-х классов МБОУ СОШ № 1.
Школьники узнали об истории Хвалынска. Это занятие способствовало формированию представлений об историческом прошлом и настоящем г.Хвалынска, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители поселка в историко-культурное наследие региона.
Город Хвалынск, разместившийся на северной окраине Саратовской области у подножия меловых гор по правому берегу Волги не только один из красивейших и удивительных городов России, он также является старейшим русским поселением в Поволжье. Его история переплетается с легендами и преданиями, часть которых дошла до нашего времени. Город Хвалынск — самый старый город в Саратовской области. Он был основан в 1556 году как русский сторожевой пост на волжском острове Сосновый. Поселение это управлялось келарем московского Чудова монастыря[1]. В 1606 году. Хвалынск - маленький городок на севере Саратовской области. Он раскинулся на правом берегу Волги и сохранил черты старины. В городе несколько небольших предприятий, вокруг сосновые и смешанные леса на невысоких меловых горах. Город утопает в садах, и поэтому здесь хорошо дышится и отдыхается. Провинциальный городок на Волге между Саратовом и Самарой буквально утонул в садах. Тишиной и покоем веет здесь. Старинная застройка города, немноголюдные тихие улицы с палисадниками, засаженными цветами и сиренью, перенесут Вас в прошлое.
У церковных людей есть такое понятие – «намоленное место». Музейные люди знают, о чем это сказано. Бескорыстные посещения миллионами людей придали этим местам статус сакральных точек России. Над ними словно постоянный ангельский пост. Такой же сакральной точкой является Хвалынск и его окрестности. Этот статус ему придали в 1830-е года монахи-старообрядцы, основавшие в этих местах скиты, а позже – монастыри, спасая древнюю веру и строя монастырь, прежде всего в душе, как призывал Иоанн Златоуст.
Хвалынск был одним из центров старообрядцев-поповцев на средней Волге во второй половине XIX-начала XX веков. Здесь существовал «иконный промысел», удовлетворявший довольно большой спрос заказчиков на предметы культа. В силу стойкости традиций, старообрядцы сохранили преемственность по отношению к древнейшим образцам христианского Востока, в том числе и Византии. Монахи не случайно выбрали эти места, которые издревле обживались человеком. Именно здесь были обнаружены останки человека древнекаменного века и энеолитический могильник четвертого тысячелетия до н.э., угро-финскими племенами на хвалынских горах были сооружены около двадцати городищ с мощной системой укреплений, сдерживающих натиск скифо-савроматской Степи. Хвалынск – это замкнутый, самодостаточный мир, живущий уединенно на самой границе Нижней и Средней Волги, между Самарой и Саратовом на северной окраине Саратовской области. Но это не та окраина, где конец, а та, где начало. «Поскольку цивилизации конечны, в жизни каждого из них наступает момент, когда центр больше не держит… Скрепляющую работу в подобные эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Вопреки распространению мнению, мир не кончается на окраине. Как раз там он раскрывается», - читаем мы у И. Бродского.
Природа щедро одарила Хвалынский край своими богатствами, причудливо соединив доледниковый «затерянный мир», живописные меловые горы, хвойные и лиственные леса, золотистые песчаные волжские берега. Еще в конце XIX века называли Хвалынск «яблоневым краем».
Высокая ионизация воздуха и чудодейственные свойства Черемшанских родников создают целебный микроклимат района, а отсутствие вредных производств обеспечивает чистоту и высокое качество производимых продуктов. Здесь сохранились богатая флора и фауна, редчайшие растения, чистые родники, памятники архитектуры. Богатое археологическое наследие свидетельствует о том, что с незапамятных времен здесь селились люди.